Кафедральная площадь: бесконечная история
Город Екатеринбург находится вдалеке от горячих точек, от мест столкновений интересов тех или иных политических сил. Но июль 2008 года стал не только самым горячим месяцем по температурным показателям, но и по накалу эмоций, выплеснувшихся на центральную площадь города. На какое-то время Кафедральная площадь Екатеринбурга, до сих пор официально именующаяся площадью 1905 года, стала по-настоящему горячей точкой. И не только потому, что репортажи с места событий напоминали сводки боевых действий. Близившийся тогда юбилей города (285 лет), ещё до своего празднования, ознаменовал важнейший момент в истории столицы Урала - окончательный конец летаргического сна духовного и исторического беспамятства. По крайней мере, для тех, кто не желает быть Иванами, не помнящими родства. Для тех, кто фразу "Все мы дети великой державы" из "Прощания славянки" услышал как стук собственного сердца, ощутил как призыв совести.
Хроника событий
Июль 2008 года. Стоит жаркое уральское лето. Остаётся полтора месяца до праздника города, который для удобства населения с холодного декабря перенесён на вполне комфортный август. Полным ходом идут работы по благоустройству центра города. Дорожно-ремонтные работы по замене брусчатки на главной площади привлекают особое внимание городской общественности. Не столько из-за того, что площадь - одно из самых замечательных мест города, сколько из-за затруднений в движении транспорта, неизбежных при проведении любых работ на дорожном полотне, особенно таких масштабных. И хотя ремонт, что называется, косметический, чем ближе торжество, тем сильнее нарастает напряжение вокруг. Казалось бы, отчего? Неужели только из-за производственных нестыковок, сжатых сроков и оживлённости прилегающих улиц?
Утром 2 июля прозвучал ответ. Прозвучал, как гром среди ясного неба. Произошло то, что никак не входило в планы ни строителей, ни городской администрации. Удар ковша экскаватора, случайно копнувшего чуть глубже, нарушил размеренное течение трудовых буден. Под старым дорожным покрытием открылись могилы. Произошло то, чего следовало ожидать: захоронения XVIII-XIX веков, находившиеся рядом с разрушенным в 1930 году Богоявленским собором, напомнили о том, что некогда здесь было место, чтимое христианами, а не только борцами с самодержавием.